Правильный осмотр автомобиля после ДТП для получения компенсации

Правильный осмотр автомобиля после ДТП для получения компенсации

Попавшая в аварию машина нуждается в тщательном обследовании. Ведь страховщики и владелец должны знать, какая сумма на ремонт потребуется.

Понять это поможет процедура осмотра. Она не так проста, как кажется, проводится по определенным правилам и требует от автовладельца внимательности и настойчивости.

Закон об ОСАГО требует предоставить на осмотр пострадавший в аварии автомобиль в обязательном порядке: При причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы… Если потерпевший не откроет доступ для специалиста от страховой к поврежденной машине, компания вправе отказаться погашать ущерб. При невозможности доставить ТС на площадку об этом надо сообщить в фирму, чтобы процедура была организована в другом месте. При ДТП автомобиль получает следующие виды повреждений:

  1. сильные, после которых многие детали подлежат замене, а не ремонту;
  2. незначительные, то есть царапины, сколы, вмятины, ликвидация которых возможна собственными силами или на СТО.
  3. средние, означающие необходимость восстановления некоторой части составляющих авто;

Кроме того аварийные дефекты бывают видимыми и скрытыми.

Последние трудно обнаружить неспециалисту, иногда для их выявления требуется диагностика и разбор авто.

Но скрытые повреждения мешают его безопасной эксплуатации, поэтому должны быть выявлены и оплачены страховщиком.

Более детально виды аварийных дефектов описаны в Приложении 2 к Положению Центробанка №432-П от 19.09.2014 г.:

  1. вздутие,
  2. вмятина,
  3. залом,
  4. вибрация,
  5. разрыв,
  6. обгорание,
  7. стук при движении и др.
  8. изгиб,
  9. смещение,

Рекомендуем прочитать о том, что означает . Из статьи вы узнаете о том, куда обращаться в случае аварии, правилах оформления ДТП, обращении в страховую компанию, шансах на получение выплат.

А подробнее о правилах проведения досмотра автомобиля. Методика оценки ущерба, полученного при ДТП, принята Банком России и описана в Положении №432-П от 2014 г. Правовой документ состоит из:

  1. 7-ми глав методических указаний, регламентирующих проведение осмотра, изучение данных о ДТП, выявление объема ремонтных работ, затрат на них, степень амортизации деталей, цену годных остатков, определение стоимости авто до происшествия.

В этой же части указаны источники, по которым производятся математические расчеты.

  1. 10-ти приложений. В них содержатся требования к фотографиям поврежденного авто, типы полученных дефектов и их описание, трудозатраты на восстановление кузова, коэффициенты, нужные при расчете износа на разные виды машин и деталей, составляющие, на которые устанавливается нулевая амортизация, прочие важные нюансы.
  2. Сервиса расчета средней стоимости запчастей. Он находится на РСА.

ЕМРУ применяется, если речь идет об ОСАГО. При иных видах автострахования могут быть использованы другие способы оценки ущерба.

Осмотр автомобиля после ДТП организуется страховой компанией следующим образом:

  • документ подписывают все участвовавшие в процедуре;
  • техник оценивает вид дефектов, локализацию и размер, предварительно устанавливает методы и стоимость устранения изъянов;
  • по итогам составляется акт осмотра, где указывают все выявленные повреждения, отмечают, что возможно наличие скрытых проблем (если это так);
  • о месте и времени процедуры сообщают всем участникам аварии;
  • обязательно фотографирование машины с разных ракурсов;
  • потерпевший предоставляет ТС на выбранную страховщиком площадку, или при невозможности транспортировки машины все происходит там, где она находится;
  • в ходе процедуры ТС исследуют визуально, с использованием техсредств, диагностического оборудования, при необходимости демонтируют;
  • на месте обеспечивается хорошее освещение, чистота автомобиля, но ремонт до осмотра осуществлять нельзя;
  • один экземпляр акта получает потерпевший или присутствовавший при осмотре его представитель.

Схема повреждений побывавшего в аварии автомобиля показывает степень разрушения разных его частей:

  1. Красный означает, что элемент был серьезно поврежден, и при ремонте понадобится новый.

    Тем же цветом на схеме указывают разрушение механизмов авто, приводящих его в движение, деформации кузова.

  2. Желтый цвет на ней означает незначительные дефекты: сколы, царапины, потертости и т. п. Для их устранения достаточно мелкого ремонта. Желтым отображают также разрушения пластиковых и стеклянных деталей, требующих замены.
  3. Крестики на изображении ставят там, куда пришлись удары.

    Их может быть несколько.

Помимо этого на схеме указывают данные машины и информацию об аварии. Описание повреждений автомобиля, пострадавшего при ДТП, выполняется в соответствии с п. 1.6 главы 1 Положения Центробанка №432-П:

  1. обозначая испорченную деталь, пишут ее вид, подвид, локализацию относительно стороны ТС, нумерацию или код, если есть;
  2. указывают тип и объем предполагаемого восстановления разрушенного элемента;
  3. по каждому дефекту называют его вид в соответствии с классификацией Приложения 2, место нахождения, характер и размер;
  4. комплекс ремонтных работ определяют по характеру и уровню повреждений на основе технологии завода-изготовителя или СТО.

После ДТП потерпевшему нужно как можно скорее отправиться в страховую компанию.

В какую именно, регламентируется Законом об ОСАГО: Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков. Собственник должен требовать не только осмотра автомобиля. Это лишь часть процедуры, которую следует пройти для получения страховки.

Необходимо известить компанию о том, что ТС побывало в аварии. Для этого владелец предоставляет пакет документов:

  1. Копию протокола о ДТП. Ее владельцу авто отдает инспектор ГИБДД, составивший документ.
  2. Заявление. Пишется в свободной форме, но у страховой компании могут быть стандартные бланки, которые нужно заполнять по образцу.
  3. Паспорт. С собой также берут его заверенную ксерокопию.
  4. . Оно оформляется по. Собственник авто получает бланк извещения вместе с полисом. В заполнении граф документа участвуют оба участника аварии.
  5. Справку о ДТП. Ее получают в ГИБДД. А если происшествие оформлялось без участия сотрудников службы, этот документ не нужен.

Специального заявления о проведении осмотра ТС писать не нужно.

Этот этап и так является обязательным в ходе оформления страхового случая и получения выплаты. Специального заявления на осмотр транспортного средства потерпевшему писать не надо.

Он обращается к страховщику с письменным требованием о возмещении и другими документами по аварии, перечисленными в Законе об ОСАГО.

После этого компания обязана устроить осмотр ТС не позднее 5 дней с даты регистрации заявления. Если нужна дополнительная процедура для письменного подтверждения скрытых дефектов, следует подать уведомление о них. Оно оформляется в свободной форме, например, по .

Дефектовка автомобиля, проводимая после ДТП, — это детальное выявление характера, степени повреждений. Ее выполняет специалист-техник. По результатам составляется карта осмотра, куда в каждую графу вносят отдельные изъяны.

Итогом становится их перечень, рекомендации по ликвидации дефектов, расчеты цены материалов, новых деталей и работы.

Собственно, это подготовительный этап ремонта машины. По итогам процедуры должен быть составлен документ – акт.

Он представляет собой бланк, который необходимо заполнить. Обязательная информация, вносимая в акт:

  1. сведения об автомобиле;
  2. перечень поврежденных деталей и характер поломки каждой из них;
  3. подлежат ли они замене или ремонту;
  4. номер справки о нем;
  5. есть ли на ТС скрытые повреждения.
  6. дата и место ДТП;
  7. сведения о собственнике обследуемого авто или его доверенном лице;

Завершают подписи собственника машины, другого участника ДТП, представителя страховой компании, техника, проводящего процедуру. Владельцу ТС нужно внимательнейшим образом следить, чтобы все приобретенные из-за аварии дефекты были отражены в документе.

Особое внимание необходимо уделить графе о скрытых повреждениях.

Страховщики в большинстве случаев настаивают на том, что их в конкретной ситуации нет. Задача владельца – не пропустить скрытые повреждения, о которых могут свидетельствовать, например, плохо открывающийся багажник или сколы покрытия на внутренних сторонах корпуса.

Мнение экспертаНадежда СмирноваЭксперт по автомобильному правуПо окончанию осмотра собственник авто должен получить копию акта, чтобы потом в него сотрудники страховой фирмы не внесли изменения.

Если он не согласен с результатами процедуры, документ не нужно подписывать. Акт осмотра транспортного средства действует до тех пор, пока потерпевший не получит устраивающего его возмещения.

Даже если позже будет проведена дополнительная процедура, независимая экспертиза, документ можно использовать в ходе судебных разбирательств. Акт действителен и подлежит рассмотрению, пока в нем существует необходимость. Законом этот срок не ограничен.

Информация о том, какое время отводится на организацию и проведение обследования автомобиля, есть в Законе об ОСАГО: Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами… Автомобиль должен быть предоставлен для осуществления процедуры в том виде, в котором он остался после ДТП.

Информация о том, какое время отводится на организацию и проведение обследования автомобиля, есть в Законе об ОСАГО: Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами… Автомобиль должен быть предоставлен для осуществления процедуры в том виде, в котором он остался после ДТП.

Собственник ни в коем случае не должен спешить сам его ремонтировать. Владелец привозит разбитую машину туда, где ее сможет осмотреть техник.

Об этом его извещают заранее. А если состояние ТС таково, что перегнать его невозможно, процедуру проводят на месте его нахождения. То есть там, куда отвез разбитое авто эвакуатор.

О том, какие документы нужны для страховой после ДТП и правилах осмотра автомобиля независимым экспертом, смотрите в этом видео: Собственник автомобиля может заниматься оформлением страховой выплаты не сам, а поручить это другому человеку. Тогда и присутствие владельца на осмотре не нужно.

Он может выписать доверенность на имя родственника, друга или , заверить ее у нотариуса. И человек с этим документом имеет право контролировать осмотр, защищая интересы владельца ТС. Он же потом ставит подпись на акте.

Доверенность на участие в осмотре автомобиля после ДТП оформляется владельцем техники на человека, который будет представлять его интересы в ходе процедуры. Документ, выполненный по , заверяется у нотариуса, составляется не позднее дня, в который подано заявление в страховую компанию.

Представитель автовладельца на его основании может присутствовать при осмотре машины, задавать эксперту вопросы, выражать свое несогласие, делать замечания, заявления, требовать разъяснений и т. д. Порядок оценки ущерба, нанесенного при ДТП, следующий:

  • если по поводу второго пункта у страховщика и потерпевшего есть разногласия, первый назначает независимую экспертизу ТС;
  • фирма назначает осмотр ТС своим специалистом, в ходе процедуры выявляются все дефекты;
  • после этого он имеет право заказать экспертизу в действительно независимом техническом бюро за свой счет, если итоги предыдущей процедуры его не устраивают.
  • потерпевший предоставляет в страховую компанию справку из ГИБДД, где описаны видимые повреждения автомобиля (вместе с нею стоит приложить снимки авто, выполненные после аварии с разных ракурсов);
  • владелец машины по направлению компании предоставляет ее для изучения специалистам бесплатно;

Результатом платного исследования станет заключение, где будет оценен ущерб. С ним автовладелец может обращаться в суд, если страховая компания не желает возмещать вред добровольно или настаивает на сумме, установленной по итогам осмотра либо организованной ею же экспертизы.

Смотрите в этом видео о проведении независимой оценки ущерба после ДТП: Рассчитать ущерб, полученный при ДТП, самостоятельно можно по формуле: Свр=Рр+Рм+Рзч.

Здесь использованы следующие величины:

  1. Рр – затраты на работы по восстановлению;
  2. Рм – средства, необходимые на материалы;
  3. Свр – это цена ремонта в рублях;
  4. Рзч – расходы на запасные детали.

Итоговое число округляется до сотен рублей, но сумма не может быть более 400 тыс.

р. О времени и дате процедуры автовладельца оповещают заранее. Обычно осмотр происходит на станции техобслуживания.

И кроме представителя страховой в нем участвует также техник. Но он нередко работает на защиту интересов фирмы и может «не заметить» скрытые повреждения автомобиля. Чтобы не оказаться обманутым, владелец машины имеет право привести на осмотр своего специалиста.

Эксперт сможет со знанием предмета требовать внесения сведений о приобретенных дефектах ТС в акт. На что следует обращать внимание потерпевшему, если он на осмотре без помощника:

  1. проблема с открыванием крышки капота иногда является признаком повреждения двигателя;
  2. если плохо открывается багажник, это значит, нарушена геометрия кузова;
  3. вмятины, а не просто сколы краски могут свидетельствовать о скрытых повреждениях механизмов авто;
  4. необходимо настоять на осмотре днища авто, так как эта часть нередко деформируется при любом столкновении.
  5. при любых обстоятельствах ДТП нужно обследовать крышу ТС, скрытые дефекты могут обнаружиться там;

Дополнительный осмотр по ОСАГО – это процедура, необходимая для установления скрытых повреждений машины.

Она нужна, если результаты первичного осмотра не удовлетворили автовладельца-страхователя.

По существу процедура является экспертизой, на которую машину должен отправить страховщик. Если он отказывается это делать, автовладелец сам обращается в независимую компанию, заказывает и оплачивает исследование технического состояния ТС.

О месте и времени его проведения следует письменно уведомить второго участника аварии и страховую фирму. По результатам дополнительного осмотра оформляется заключение о наличии скрытых дефектов, полученных в ходе ДТП, стоимости ремонта.

Если у страховщика и потерпевшего нет разногласий относительно суммы компенсации, определенной по результатам осмотра, она должна быть выплачена в течение 20 дней после подачи заявления. По закону собственник может и сам отправить машину на ремонт в любой сервис.

Для этого ему нужно согласие страховщика.

В таком случае оплата услуги компанией осуществляется не позднее, чем через 30 дней. Деньги не отдают в руки автовладельцу, а перечисляют на расчетный счет сервисного центра.

Если страховая опаздывает с выплатой, ее ждет увеличение расходов: При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного … размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему. А если компания никак не оплатит счет за уже выполненный ремонт, штрафные санкции составят 0,5% в день. Несогласие страховщика и автовладельца в части размера компенсации диктует необходимость проведения независимой экспертизы.

Ее заказывает компания, а собственник предоставляет поврежденную машину для более тщательного обследования. Нередко экспертиза, оплаченная страховой фирмой, дает заключение, выгодное ей, а не потерпевшему.

Поэтому он может заказать повторную процедуру уже в другой независимой организации.

Экспертиза не только выявит все полученные повреждения, но и определит сумму ущерба.

На основании ее заключения страховщики могут добровольно выплатить деньги в ответ на претензию автовладельца, или он подаст на компанию в суд.

А тот примет документ будет как доказательство, требующее именно указанной суммы возмещения, а не меньшей. Рекомендуем прочитать о Вы узнаете о том, когда необходимо проводить данную экспертизу, что она может установить, особенностях проведения после ДТП.

А подробнее об оформлении ДТП аварийным комиссаром. Страховщики всегда стараются заплатить автомобилистам по минимуму.

Но удовлетворительную компенсацию иногда можно получить и на основании одного осмотра ТС, избежав независимой экспертизы. Автовладельцу стоит позаботиться о том, чтобы процедура обнаружила приобретенные дефекты, заранее проконсультироваться по поводу повреждений с разбирающимися в машинах специалистами. О проведении независимой экспертизы ТС смотрите в этом видео: