Какие органы принимают жалобы на участкового полицейского

Какие органы принимают жалобы на участкового полицейского

В жизни людей возникает множество конфликтных ситуаций бытового и общественного характера. Для их решения были созданы структуры МВД и полиции, к которым относятся участковые сотрудники.

Часто у простых граждан возникает вопрос: если участковый бездействует, то куда обращаться. Ответ на него можно найти в правовых актах законодательства РФ.

Участковый инспектор — это ключевая фигура по наведению порядка на территории, за которой он закреплен. В его обязанности входит обеспечение безопасности граждан участка. Он должен заранее выявлять и пресекать преступные действия, которые могут нанести им материальный или физический ущерб.

Если гражданин обращается к нему за помощью, участковый обязан принять и рассмотреть жалобу или заявление.

В обязанности участкового входит ведение профилактической работы с несовершеннолетними подростками, которые имеют психические отклонения или склонны к алкогольной зависимости. Если произошло правонарушение, участковый должен незамедлительно принять меры для его устранения:

  1. вынести ему наказание в виде штрафа, предупреждения или возбуждения административного дела.
  2. составить протокол правонарушения и задержать нарушителя;
  3. установить личность нарушителя и тот ущерб, который он причинил пострадавшему;

Часто бывает так, что после подачи заявления на нарушителя порядка участковый не реагирует должным образом. Это является нарушением прав граждан, поэтому у них возникает вопрос, что делать, если участковый бездействует.

Причиной подачи жалобы на участкового служит невыполнение им своих обязанностей, которые прописаны в приказе МВД Российской Федерации № 1166.

Участковый обязан:

  1. решать конфликты бытового характера, угрожающие здоровью граждан;
  2. следить за общественным порядком и соблюдением гражданами тишины в ночное время суток;
  3. пресекать незаконную торговлю алкоголем и наркотиками на закрепленной за ним территории;
  4. пресекать нелегальную вырубку лесопосадок на своей территории;
  5. защищать права несовершеннолетних, если их нарушают родители или опекуны;
  6. проверять документы нелегально проживающих лиц и вводить административное наказание за нарушение ими порядка.

Это лишь часть правил и обязанностей, которые должен выполнять участковый. Основания подачи жалобы у каждого гражданина могут быть разные.

При написании заявления необходимо их четко указывать. Пожаловаться на участкового полиции можно тремя способами: через горячую линию МВД (по телефону), письменно начальнику МВД и через онлайн-сервисы Интернета на официальном сайте МВД и прокуратуры.

Чтобы рассмотрение жалобы происходило быстро и качественно, ее можно отправить сразу в несколько инстанций (МВД и прокуратуру). При положительном решении вопроса по одной из них другую можно будет отозвать.

После выбора одного из способов подачи заявления нужно решить, куда жаловаться на участкового. Для этого существуют 3 инстанции:

  1. отправка жалобы в МВД начальнику местного или областного отделения;
  2. в районную или областную прокуратуру;
  3. в суд (при наличии доказательств, нарушающих права гражданина).

По правилам, заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней с момента его регистрации. В случае представления дополнительных документов этот срок может быть продлен, о чем заявитель узнает из уведомления.

Подача жалобы начальнику местного отделения МВД является первичным этапом в ответ на бездействие участкового. Он принимает прямое участие в контроле работы участковых и знает, как заставить их добросовестно выполнять свои обязанности. Записавшись на прием, можно в личной беседе проинформировать его о существующей проблеме, но для большей эффективности лучше оформить жалобу в письменном виде. Записавшись на прием, можно в личной беседе проинформировать его о существующей проблеме, но для большей эффективности лучше оформить жалобу в письменном виде.

Ответ из местного отдела полиции должен прийти в письменной форме на указанный в обращении адрес гражданина (с подписью должностного или уполномоченного им лица).

При неубедительном ответе или при его отсутствии пострадавший вправе обратиться на своего участкового в прокуратуру или суд. Главными причинами для подачи жалобы в прокуратуру могут служить:

  1. нежелание дежурного по отделению принять жалобу на имя начальника;
  2. игнорирование фиксировать сведения в журнале приема;
  3. отказ начальника применить административное наказание к участковому.

Теперь в жалобе необходимо указать неправомерные действия в работе не только участкового, но также районного отделения полиции, к которому он закреплен, с целью проведения проверки.

Перед подачей жалобы в прокуратуру можно записаться на прием к прокурору для консультации по поводу жалобы.

Если было неоднократное обращение в районное отделение, то необходимо приложить ответ должностного лица в качестве доказательства своих слов. Шаблон жалобы можно . Если после обращения гражданина в местные органы полиции и прокуратуру проблема с участковым не была решена, то можно попробовать добиться справедливости в суде. Согласно статье № 22 Уголовного кодекса за неправомерные действия участковый может быть привлечен к уголовной ответственности.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин вправе получить компенсацию за причиненный физический или материальный ущерб. В соответствии с Гражданским кодексом потерпевшему должна быть выплачена компенсация из бюджета, а виновник обязан возместить ущерб и денежные средства, выплаченные пострадавшему. Не следует забывать, что при обращении в суд необходимо иметь достаточные доказательства ущерба, который был причинен гражданину.

При недостатке доказательств правомерно наказание для самого истца. В течение 5 дней судья рассматривает заявление и подготавливает документы для проведения заседания.

Затем назначается день, на котором происходит рассмотрение жалобы.

После изучения всех доказательств и документов выносится решение и определяется мера наказания. Гражданин РФ вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека, если:

  1. имеет уже обжалованные решения, ущемляющие его права в законодательном или административном порядке.
  2. стал жертвой уголовного или гражданского делопроизводства;
  3. его права нарушены решением одного из органов власти;

Гражданин в течение года имеет право обратиться к уполномоченному. После подачи жалобы Уполномоченное лицо по правам человека или его сотрудник в течение 10 дней рассматривает и проверяет правовое выполнение государственными органами критериев жалобы.

Если были выявлены нарушения, то он вправе обратиться в Конституционный суд или даже Государственную Думу РФ с обжалованием решения прокуратуры и правовых органов. Жалоба на участкового пишется в произвольной форме, хотя некоторые правила нужно учитывать при составлении любой документации.

Она будет состоять из “шапки”, заголовка, “тела” заявления и даты с подписью:

  • В конце документа ставятся дата и подпись лица, подающего жалобу.
  • Заявление должно быть изложено четко и содержать информацию, которая подтверждается копиями документов или проверкой. При составлении жалобы за основу можно взять указ МВД, в котором записаны все требования, которые должен соблюдать участковый при несении службы. В заявлении необходимо перечислить все неправомерные действия участкового, подлежащие обжалованию. Важно от вышестоящих органов потребовать проведение должностной проверки и принятия административных мер.
  • “Шапка” заявления должна содержать наименование учреждения, должность управляющего, его Ф.И.О. и контактные данные самого лица, подающего заявление.
  • Заголовок должен содержать слова «Жалоба на участкового полиции».

Правильно составленная жалоба сократит время ответа исполнительных органов на запрос пострадавшего. Приложенные документы и доказательства будут способствовать исходу дела в его пользу.

В Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» подчеркивается, что гражданин, подающий жалобу, должен указать свои контактные данные для получения обратного ответа. Но несмотря на это у населения есть возможность подать жалобу анонимно.

Анонимная жалоба будет принята и рассмотрена, если:

  1. о незаконных действиях работодателя;
  2. о грубых нарушениях общественного порядка (незаконная вырубка леса, мелкое хулиганство и кражи).
  3. о гражданах, которые уже совершали противоправные действия;
  4. о фактах коррупции и взяточничества должностных лиц;
  5. в ней изложена информация с доказательствами о готовящемся неправомерном действии или преступлении;
  6. информация о готовящемся террористическом акте;

Анонимную жалобу можно подать как в устной форме через телефон доверия, так и в письменной — через почту.

Анонимная жалоба не может быть основанием для возбуждения уголовного или административного дела. Однако факты, изложенные в ней, должны быть проверены правоохранительными органами на состав преступления.

Срок рассмотрения такой жалобы не превышает 30 дней. По законодательству Российской Федерации сотрудник полиции, нарушивший закон, должен быть привлечен к ответственности. Степень наказания зависит от нарушений, которые совершил участковый сотрудник, и прописана в Федеральном законе РФ № 342-Ф3.

По нему он может быть привлечен к ответственности:

  1. дисциплинарной и административной;
  2. уголовной;
  3. гражданско-правовой.

Уголовная ответственность применяется вследствие вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения и ареста. За несоблюдение дисциплинарного устава сотруднику полагается административная ответственность с занесением выговора или предупреждения в личное дело.

Гражданско-правовая ответственность грозит участковому после подачи пострадавшим жалобы в суд.

Если он оказался на стороне пострадавшего, то сотруднику грозят строгий выговор, штраф или увольнение с работы, а в некоторых случаях — уголовная ответственность. Оценка статьи: